Записаться

Детская футбольная школа в Москве и МО

4.7

576 отзывов на Яндекс

+7 (495) 120-60-06 Ежедневно с 10:00 до 20:00

Как развить самостоятельность в учебе?

Мечта каждого родителя — не делать уроки! Родители готовы больше работать, чаще ходить по магазинами, заниматься уборкой и чем угодно еще, лишь бы не «снова учиться». Как же сделать так, чтобы ответственность за уроки лежала только на вашем чаде?

Абсолютно логично, что любые мама и папа не в восторге от этой обязанности, ведь помимо того, что вы тратите свое личное время на уроки, ваши отношения с ребенком становятся хуже: вы кричите, срываетесь, потом вы испытываете чувство вины и так по кругу. Ребенку тоже тяжело - учитель в школе, дома тоже учитель, кто же тогда будет мамой?

Первая задача, которую потребуется решить на пути к самостоятельности в учебе — это обеспечить ребенку комфорт в базовых потребностях. Если он испытывает стресс (переезд или новая школа, рождения еще одного ребенка, проблемы с друзьями), то он просто не сможет сосредоточиться на уроках. Также нужно исключить факторы усталости (возможно, у ребенка слишком много кружков, репетиторов, спорта) и дефицита витаминов.

Выделите для себя и для ребенка приоритет. Нельзя требовать всего и сразу — хороших оценок и отличного поведения, побед в соревнованиях и олимпиадах. Если на данный момент вы поставили цель научиться самостоятельности, то придется на время закрыть глаза даже на плохие отметки.

Отведите на домашнее задание строго определенное время. Например, отдохнув час после школы, ребенок занимается с 16 до 19 часов уроками. Это должно войти в привычку. Но не стоит делать уроки слишком поздно, т. к. снижается внимание и концентрация, и усталость дает о себе знать.

Помогите ребенку организовать удобное рабочее пространство — свой стол и стул, настольная лампа и удобная подставка. Пусть он сам выберет себе пенал, ручки, карандаши и тетради. В свою очередь укажите ему на значимость этого процесса — не отвлекайте, не шумите, не зовите на ужин, пока он не закончит.

Придумайте ритуал, который войдет в привычку, например, попрыгать на месте, выпить стакан воды, съесть вкусняшку и вперед! Неважно, что именно вы придумаете, главное, чтобы это было регулярно повторяющееся действие перед тем, как он приступит к выполнению уроков.

Уберите «мы». «Мы пошли», «мы заболели», «мы делаем уроки». Пока есть это «мы», ни о какой самостоятельности нельзя и думать.

Ослабьте контроль во всех сферах жизни ребенка. Если вы постоянно напоминаете о том, что нужно собрать рюкзак, почистить зубы, погулять с собакой, то сначала перестаньте это делать. Пусть он пару раз забудет нужную тетрадь и получит двойку, зато это будет его ответственность и в третий раз он будет собираться в школу внимательнее.

Выделите ребенку ваше личное время. 30 минут в день разговаривайте обо всем, кроме уроков, читайте книги, рисуйте, гуляйте, просто сидите перед телевизором, обнявшись. Если он будет получать достаточно вашего внимания, то ему не нужно будет добиваться его с помощью проблем в учебе и с уроками, которые можно вместе делать до полуночи.

Разбейте объемные задачи на маленькие подзадачи. Ребенок будет чувствовать себя более уверенно, если сможет сделать сначала одну незначительную задачу, затем следующую и так далее, нежели будет браться за всё сразу — скорее всего это закончится истерикой и отрицанием. Хвалите за каждый пройденный самостоятельно шаг, поддерживайте.

Если ребенку все-таки понадобится ваша помощь, не делайте задание вместо него, а задавайте наводящие вопросы - «а как ты думаешь?», «попробуй другой способ»…

Подводя итоги, хочется пожелать каждому родителю терпения и веры в своего ребенка и себя. Как бы ни было сложно вначале, всё обязательно получится, если поставить цель и идти к ней всей семьей.